Выпуск № 031 от 20.02.2007 Сказки не на ночь... Оказывается, ими можно не только развлекать, но и лечить
Надежда СЕРЕБРЕННИКОВА
Едва войдя на порог этой квартиры на последнем этаже старого дома в Ковенском переулке, я сразу попала... в сказку. И открыл мне дверь не кто иной, как самый настоящий мудрый сказочник.
ФОТО АВТОРА
Я прохожу за ним через комнаты, полные множества чудесных предметов: куклы, куклы, куклы, огромные ключи, часы, удивительная старинная мебель... Мы садимся в самой дальней маленькой комнате. Из нее, как потом выяснится, есть ход наверх, в мансарду. А там я обнаружила самые настоящие колокола, в которые мне было разрешено позвонить...
- На самом деле своей истинной сущности мы не знаем, - начинает свой рассказ Андрей Владимирович Гнездилов, доктор медицинских наук, профессор МАПО. - Вот вы состоялись как журналист, я - как доктор, а в душе мы можем быть совсем не теми, за кого нас принимают остальные. И сказка - своеобразный маневр, когда человек может уйти из ситуации, в которой он находится, и ощутить себя кем-то другим.
Главный сказочник Института сказкотерапии, который, оказывается, уже почти десять лет существует в нашем городе, рассказал мне удивительную, но очень грустную историю. Похоже, она сильно на него повлияла и положила начало делу его жизни.
- Это было в Педиатрическом институте. Меня подвели к шестилетнему мальчику, который вот-вот должен был умереть. Родители его в те дни по какой-то причине не могли приехать из Мурманска в Ленинград. Я подошел к нему и спросил: "Я могу что-то для тебя сделать?". И он ответил: "Дяденька, расскажите мне сказку".
Я стал придумывать сказку о нем самом, рассказывая, как он вырос, стал рыцарем, скачет на коне в замок и, чтобы попасть туда, должен объехать вокруг него двенадцать раз... В какой-то момент я увидел, что он уходит. И замолчал. Он сразу пришел в себя и схватил меня за руку: "Дяденька, дальше!". И это "дяденька, дальше!" повторялось несколько раз, пока он не ушел окончательно.
Потом я понял, что тот парнишка сделал самое разумное, что мог: он "ушел из ситуации" - умер не беспомощным больным, а всадником на коне...
Идея сказкотерапии в данном случае в том, чтобы облегчить уход из жизни. Смерть можно воспринимать, скажем, как ворота в замок или некий неведомый берег. Но этот метод оказался чрезвычайно полезным и для детей, жизни которых пока ничто не угрожает. Ребенок богат своим воображением и заменяет им то, чего ему не хватает в реальной жизни. Какой-нибудь мальчишка может сесть на палочку, легко представить себя всадником... И поскакал! И потому легче всего с ним можно договориться, применив универсальный сказочный язык.
В какой-то момент Андрей Владимирович сам начал писать психотерапевтические сказки, сначала для детей, а потом и для взрослых. Сейчас у Гнездилова уже несколько книг.
- Нам не надо было ничего придумывать, ведь уже все придумано до нас. Нужно было лишь подвести под это научную базу, - говорит Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, автор книг по сказкотерапии, директор института и один из его основателей. - Преимущества этого относительно нового (но, по сути, самого древнего) метода практической психологии перед остальными в том, что он наименее травматичен для человеческой психики.
В 1998 году инициативная группа первых в нашей стране сказкотерапевтов решила воплотить эти, казалось бы, фантастические идеи в жизнь. Так и появился этот удивительный институт. Располагается он сегодня на Пионерской улице и состоит из двух комнат. Одна офис, другая - кабинет для консультаций.
Сами сказкотерапевты предмет своих занятий определяют так - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Терапевтическое воздействие здесь ведется через анализ действий героев сказок, и под это уже подводится конкретная ситуация в жизни человека.
Используются пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. Для каждой ситуации либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Причем, как уверяют психологи, важнейшим моментом является последействие сказкотерапии - оно еще более важно, чем само действие, ибо является стимулом саморазвития клиента.
Обратиться за психологической помощью может человек любого пола и возраста - для каждого здесь найдется свой "сундук со сказками".
Впрочем, сказка может помочь разобраться в себе не только больным, но и абсолютно здоровым людям. В середине декабря прошлого года я побывала на семинаре "Мастерская сказкотерапевтического консультирования", который проходил в нашем городе на территории детского сада неподалеку от станции метро "Московская". Это уже второй подобный семинар, будущим летом должен состояться третий.
Довольно увлекательным оказалось составление пирамиды из семи уровней взаимоотношений между мужчиной и женщиной. На примере известных сказок рассматривали то, как эти отношения строились между теми или иными героями. Наиболее полноценными и последовательными по многим аспектам оказались отношения между Каем и Гердой в сказке "Снежная королева".
- А вы знаете, в чем смысл сказки "Аленький цветочек"? - вдруг спросил меня главный сказочник во время нашей беседы. Я отрицательно покачала головой (все равно ошибусь). - В этой сказке заложена модель женского поведения: перетерпи в мужчине чудовище, и он станет принцем.
("Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!"... Долго нам, женщинам, терпеть-то? А вдруг не станет?)
Как уверяет Андрей Владимирович Гнездилов, сказка всегда помогает установлению контакта между людьми. Каждая несет в себе какой-то определенный смысл, научение. К примеру, сказка "Тысяча и одна ночь". Шехерезада не только рабыня, которой должны отрубить голову, когда она закончит сказку, - это учитель, который учит царя Шахрияра жизни, и тот в конце концов раскрывает глаза, и он счастлив!..
- Зачем вам столько огромных старых ключей? - не удержалась я от вопроса на обратном пути по сказочной квартире.
- А вы выберите любой, подержите его в руках и загадайте желание. И оно начнет сбываться - вот увидите.
Кто ж откажется. Загадала. И почему-то верю, что оно сбудется.
|